Аналитическая справка ОЭР
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 01.09.2010 по 01.09.2011
Руководитель ОУ Михайлова Наталья Викторовна
Инновационный статус ОУ районная опытно-экспериментальная площадка (Отдел образования, распоряжение № 222 р от 25.02.2010 г.)
Тема Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социализации детей раннего и дошкольного возраста
Этап работы подготовительный (сент.- дек. 2010 г.); диагностико- констатирующий (период: янв. – май 2011 гг.)
Научный консультант Яфизова Римма Иршатовна кпн, преподаватель каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Цель ОЭР: теоретически обосновать, создать и апробировать комплекс организационно-педагогических условий развития сотрудничества ДОУ и семьи, способствующего социализации детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи ОЭР:
1. Теоретически обосновать потенциал сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй, как определяющего фактора успешной социализации современного ребёнка раннего и дошкольного возраста и в связи с ним характер профессиональной деятельности воспитателя в условии взаимодействия.
2. Изучить и определить круг актуальных проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
3. Исследовать особенности социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях современного ДОУ.
4. Спроектировать и апробировать организационно педагогические условия развития сотрудничества детского сада и семьи в педагогическом процессе ДОУ.
5. Проанализировать влияние сотрудничества ДОУ и семьи на процесс социализации ребёнка раннего и дошкольного возраста, успешности самого процесса и проявление социальной компетентности детей в ходе педагогического процесса.
Объект исследования (ОЭР): процесс социализации детей раннего и дошкольного возраста.
Предмет исследования (ОЭР): развитие сотрудничества ДОУ и семьи как условия социализации детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования (ОЭР): процесс социализации современного ребёнка раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении требует изменений в организации взаимодействия детского сада и семьи.
Сотрудничество ДОУ и семьи на современном этапе в контексте педагогического процесса детского сада подразумевает особый характер профессиональной деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования. Такая деятельность предполагает создание администрацией и педагогами ДОУ целесообразных организационно-педагогических условий взаимодействия с семьёй, способствующих социализации воспитанников.
Использование потенциала сотрудничества детского сада и семьи в педагогическом процессе ДОУ, окажет влияние на адекватное, успешное развитие процесса социализации современного ребёнка раннего и дошкольного возраста, становления социальной компетентности.
Реализация развивающегося сотрудничества детского сада и семьи в педагогическом процессе ДОУ обусловлено комплексом следующих организационно-педагогических условий:
· созданием особой профессионально-творческой обстановки в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей воспитателям и специалистам эффективно участвовать в разработке обновлённого содержания, форм, методов социализации воспитанников в условии сотрудничества с семьёй;
· осуществлением диагностики, позволяющей определить и изучить круг актуальных проблем взаимодействия ДОУ и семьи;
· организацией расширенной консультационной службы в ДОУ, с выходом на реализацию типичных и индивидуальных образовательных маршрутов детей, в которых отражается характеристика особенностей их развития, и определяются задачи и содержание педагогического взаимодействия с ними;
· проектирования и реализации программ организованных форм взаимодействия с семьями воспитанников (в том числе и потенциальными), активизирующих процесс сотрудничества, способствующих его развитию;
· созданием предметно-развивающей среды, позволяющий реализовывать качественно обновлённый процесс сотрудничества детского сада с семьёй.
Первый этап - подготовительный (сент.- дек. 2010 г.). Можно характеризовать как теоретический, который был направлен на:
1. Выявление предпосылок и определение научно-теоретических основ проблемы сотрудничества детского сада и семьи как условия успешной социализации воспитанников учреждения.
2. Теоретическое обоснование потенциала эффективного сотрудничества ДОУ и семьи.
3.Разработку и апробацию диагностики, позволяющей изучить особенности социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста, а так же педагогических условий, содействующих процессам социализации воспитанников.
4.Разработкау диагностики и изучение специфики взаимодействия ДОУ и семьи с позиции социализации воспитанников.
5.Разработку теоретических предпосылок создания модели функционирования консультационной службы в условиях ДОУ.
6.Проектирование комплекса педагогических условий, содействующих реализации разработанной модели.
7. Изучение особенностей готовности ДОУ и педагогического коллектива к реализации ОЭР.
8. Разработку программы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада в направлении ОЭР.
9.Создание атмосферы профессионально-педагогического сотрудничества в детском саду в условиях опытно-экспериментальной работы.
10.Организацию консилиума психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи в детском саду.
11.Открытие творческой лаборатории (форума) на сайте ГДОУ.
12.Корректировка условий, способствующих успешной реализации плана-программы ОЭР.
13.Изучение потенциала культурно-образовательной среды района и города, а так же разработка проекта социального партнёрства по проблемам эксперимента.
Проведённая теоретико-аналитическая работа позволяет утверждать следующие результаты.
Разработаны:
1. Концепция сопровождения дошкольников и их семей в педагогическом процессе детского сада, в контексте решения задач социализации воспитанников раннего и дошкольного возраста.
2. Диагностика особенностей социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста, успешности процесса социализации и педагогических условий, содействующих её становлению.
3. Диагностика специфики и уровня взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй, определяющей круг существующих проблем, степень удовлетворённости детским садом родителей, актуальность социального заказа на образовательные услуги для воспитанников и их родителей.
4. Представления об особенностях современного педагогического процесса в детском саду с позиций социализации воспитанников.
5.Концептульная модель функционирования консультационной службы, с целью актуализации процессов взаимодействия специалистов в организации сотрудничества учреждения с семьёй.
6. Комплекс педагогических условий, направленных на реализацию выделенной модели, а именно:
А) содержательная характеристика компетентности педагогов в решении профессионально-педагогических задачи, связанной с развитием процессов социализации детей, а также осуществление принципиального иного подхода в организации сотрудничества с семьями воспитанников (программа повышения квалификации, реализуемую на базе ДОУ, поддержку воспитателей и администрации детского сада);
Б) специальная программа взаимодействия ГДОУ с родителями воспитанников, способствующей развитию процессов социализации ребёнка (на уровне функционирования системы клубов для родителей, Интернет-ресурсов, исходя из выявленных проблем и социального заказа);
В) создание модели дифференцированной, инициирующей активности ребёнка и семьи социально-развивающей среды в ДОУ и педагогического сопровождения ребёнка и семьи в ней через организацию разнообразных «зон» в учреждении и территории детского сада;
Г) проектирование индивидуального педагогического сопровождения ребёнка в ходе освоения задач социально-личностного развития, осуществляемого через взаимодействие специалистов с семьёй, посредством мониторинга развития процессов социализации дошкольников и технологий социального развития детей в педагогическом процессе ДОУ.
7. Качественные характеристики компетентности педагогов, раскрывающие их готовность к реализации задач социально-личностного развития дошкольников в условиях сотрудничества с семьёй и готовности ДОУ к функционированию в условиях ОЭР.
8. Положение о деятельности консилиума медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи в детском саду.
9. Положение о деятельности творческой лаборатории сопровождения воспитанников и их семей в педагогическом процессе детского сада для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
10. Готовность воспитателей детского сада работать в режиме решения задач опытно-экспериментальной деятельности.
Результаты первого теоретического этапа в самом общем виде связаны с научно-педагогическим концептуальным обоснованием организационно-педагогических условий развития сотрудничества ДОУ и семьи, способствующего социализации детей раннего и дошкольного возраста, подразумевающий особый характер профессиональной деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования, который заключается:
- в доминировании содеятельности с семьями воспитанников (на уровне целей и задач, и на уровне тематического наполнения);
- в особом взаимодействии с семьями воспитанников, развивающего и развивающегося характера, позволяющем в ходе такого взаимодействия организовывать культурные практики социализирующего характера;
- в технологичности деятельности (в реализации разнонаправленных технологий совместной деятельности с семьёй );
- в планируемой оценке и самооценки деятельности по критерию влияния организации процесса сотрудничества с семьёй на уровень социально-личностного развития воспитанников.
Второй этап – диагностико- констатирующий (период: янв. – май 2011 гг.) был направлен на:
1. Изучение и анализ особенностей социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста и педагогических условий, содействующих их социализации.
2. Изучение и анализ специфики сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников (определение уровня удовлетворённости, социальных и образовательных потребностей семьи и т.д.)
3. Разработка технологических карт индивидуального сопровождения развития ребёнка в разных видах деятельности, определение эффективных форм и методов коррекции эмоциональной сферы и развития социальных навыков детей.
4. Оказание консультативной помощи педагогам в ходе опытно-экспериментальной работы
5. Определение методических рекомендаций по реализации сопровождения дошкольников и их семей в педагогическом процессе детского сада, в контексте решения задач социализации воспитанников раннего и дошкольного возраста.
В результате был проведён:
1. Анализ результатов диагностики социально-личностного развития воспитанников детского сада, а также характера динамики социализации на двух возрастных этапах.
2. Анализ результатов диагностики взаимодействия ДОУ и семьи и проектирование целесообразных условий сотрудничества в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в процессе его социализации.
3. Анализ результатов диагностики условий развивающей среды ГДОУ, применяемых в социально-личностном развитии детей.
4. Апробация технологических карт индивидуального сопровождения развития ребёнка в разных видах деятельности, определение эффективных форм и методов коррекции эмоциональной сферы и развития социальных навыков детей.
5. Создание путеводителей для родителей, воспитателей и специалистов дополнительного образования по реализации сопровождения дошкольников и их семей в педагогическом процессе детского сада, в контексте решения задач социализации воспитанников раннего и дошкольного возраста.
6. План-программа организации деятельности на преобразующем этапе ОЭР с учётом результатов диагностики, анализа выявленных закономерностей и противоречий.
7. Апробация реальных форм сотрудничества учреждения с семьёй, позволяющая решать задачи экспериментальной деятельности и направленная на успешный процесс социализации воспитанников в детском саду, семье, других социальных и образовательных учреждениях.
Реализация второго этапа позволяет констатировать следующие результаты, а именно– профессионально-образовательные, которые заключаются:
- В организации особой профессионально-творческой среды, которая позволила воспитателям и специалистам активно участвовать в разработке диагностических комплексов и технологий преобразующего этапа.
- В разработке семинаров для воспитателей и специалистов детских садов с целью повышения квалификации по изучаемой проблеме; учебно-методических пособий и спецкурсов для студентов Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.
Новизна результатов этого этапа заключается в выявлении новых условий, обеспечивающих готовность воспитателей и специалистов детского сада работать в режиме психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ и появлением новых образовательных курсов для воспитателей и специалистов, а также студентов, осваивающих педагогическую профессию в вузе.
Полученные результаты нашли отражение в содержании деятельности дошкольного образовательного учреждения:
- на уровне конкретизации содержания годовых планов воспитательно-образовательной работы учреждения и сотрудничества с семьёй;
- на уровне содержания планирования профессиональной деятельности воспитателей и специалистов ДОУ;
- на уровне проектирования инновационных педагогических технологий в обогащении содержания, разнообразия форм взаимодействия ДОУ и семей воспитанников и в становлении элементарной социально-личностной компетентности детей раннего и дошкольного возраста;
- на уровне создания в ГДОУ службы психолого-педагогического сопровождения ребёнка и поддержки семей, а также консилиума медико-психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в ее структуре;
- на уровне повышения квалификации воспитателей и специалистов ДОУ.
Изменился характер педагогической деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования. Повысилась готовность педагогов работать в режиме эксперимента.
Заведующая ГДОУ д/с № 64 ЦРР: Михайлова Н.В.
Ответственный за ОЭР в ОУ: Яфизова Р.И.