Аналитическая справка ОЭР

Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 01.09.2010 по 01.09.2011

Руководитель ОУ  Михайлова Наталья Викторовна

Инновационный статус ОУ районная опытно-экспериментальная площадка (Отдел образования, распоряжение № 222 р от 25.02.2010 г.)

Тема Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социализации детей раннего и дошкольного возраста

Этап работы подготовительный (сент.- дек. 2010 г.); диагностико- констатирующий (период: янв. – май 2011 гг.)

Научный консультант  Яфизова Римма Иршатовна кпн, преподаватель каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Цель ОЭР: теоретически обосновать, создать и апробировать комплекс организационно-педагогических условий развития сотрудничества ДОУ и семьи, способствующего социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи ОЭР:

1.      Теоретически обосновать потенциал сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй, как определяющего фактора успешной социализации современного ребёнка раннего и дошкольного возраста и в связи с ним характер профессиональной деятельности воспитателя в условии взаимодействия.

2.      Изучить и определить круг актуальных проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

3.      Исследовать особенности социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях современного ДОУ.

4.      Спроектировать и апробировать организационно педагогические условия развития сотрудничества детского сада и семьи в педагогическом процессе ДОУ.

5.      Проанализировать влияние сотрудничества ДОУ и семьи на процесс социализации ребёнка раннего и дошкольного возраста, успешности самого процесса и проявление социальной компетентности детей в ходе педагогического процесса.

Объект исследования (ОЭР): процесс социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Предмет исследования (ОЭР): развитие сотрудничества ДОУ и семьи как условия социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Гипотеза исследования (ОЭР): процесс социализации современного ребёнка раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении требует изменений в организации взаимодействия детского сада и семьи.

Сотрудничество ДОУ и семьи на современном этапе в контексте педагогического процесса детского сада подразумевает особый характер профессиональной деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования. Такая деятельность предполагает создание администрацией и педагогами ДОУ целесообразных организационно-педагогических условий взаимодействия с семьёй, способствующих социализации воспитанников.

Использование потенциала сотрудничества детского сада и семьи в педагогическом процессе ДОУ, окажет влияние на адекватное, успешное развитие процесса социализации современного ребёнка раннего и дошкольного возраста, становления социальной компетентности.

Реализация развивающегося сотрудничества детского сада и семьи в педагогическом процессе ДОУ обусловлено комплексом следующих организационно-педагогических условий:

·         созданием особой профессионально-творческой обстановки в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей воспитателям и специалистам эффективно участвовать в разработке обновлённого содержания, форм, методов социализации воспитанников в условии сотрудничества с семьёй;

·         осуществлением диагностики, позволяющей определить и изучить круг актуальных проблем взаимодействия ДОУ и семьи;

·         организацией расширенной консультационной службы в ДОУ, с выходом на реализацию типичных и индивидуальных образовательных маршрутов детей, в которых отражается характеристика особенностей их развития, и определяются задачи и содержание педагогического взаимодействия с ними;

·         проектирования и реализации программ организованных форм взаимодействия с семьями воспитанников (в том числе и потенциальными), активизирующих процесс сотрудничества, способствующих его развитию;

·         созданием предметно-развивающей среды, позволяющий реализовывать качественно обновлённый процесс сотрудничества детского сада с семьёй.

 

Первый этап - подготовительный (сент.- дек. 2010 г.). Можно характеризовать как теоретический, который был направлен на:

1. Выявление предпосылок и определение научно-теоретических основ проблемы сотрудничества детского сада и семьи как условия успешной социализации воспитанников учреждения.

2. Теоретическое обоснование потенциала эффективного сотрудничества ДОУ и семьи.

3.Разработку и апробацию диагностики, позволяющей изучить особенности социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста, а так же педагогических условий, содействующих процессам социализации воспитанников.

4.Разработкау диагностики и изучение специфики взаимодействия ДОУ и семьи с позиции социализации воспитанников.

5.Разработку теоретических предпосылок создания модели функционирования консультационной службы в условиях ДОУ.

6.Проектирование комплекса педагогических условий, содействующих реализации разработанной модели.

7. Изучение особенностей готовности ДОУ и педагогического коллектива к реализации ОЭР.

8. Разработку программы повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада в направлении ОЭР.

9.Создание атмосферы профессионально-педагогического сотрудничества в детском саду в условиях опытно-экспериментальной работы.

10.Организацию консилиума психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи в детском саду.

11.Открытие творческой лаборатории (форума) на сайте ГДОУ.

12.Корректировка условий, способствующих успешной реализации плана-программы ОЭР.

13.Изучение потенциала культурно-образовательной среды района и города, а так же разработка проекта социального партнёрства по проблемам эксперимента.

Проведённая теоретико-аналитическая работа позволяет утверждать следующие результаты.

Разработаны:

1. Концепция сопровождения дошкольников и их семей в педагогическом процессе детского сада, в контексте решения задач социализации воспитанников раннего и дошкольного возраста.

2. Диагностика особенностей социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста, успешности процесса социализации и педагогических условий, содействующих её становлению.

3. Диагностика специфики и уровня взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй, определяющей круг существующих проблем, степень удовлетворённости детским садом родителей, актуальность социального заказа на образовательные услуги для воспитанников и их родителей.

4. Представления об особенностях современного педагогического процесса в детском саду с позиций социализации воспитанников.

5.Концептульная модель функционирования консультационной службы, с целью актуализации процессов взаимодействия специалистов в организации сотрудничества учреждения с семьёй.

6. Комплекс педагогических условий, направленных на реализацию выделенной модели, а именно:

А) содержательная характеристика компетентности педагогов в решении профессионально-педагогических задачи, связанной с развитием процессов социализации детей, а также осуществление принципиального иного подхода в организации сотрудничества с семьями воспитанников (программа повышения квалификации, реализуемую на базе ДОУ, поддержку воспитателей и администрации детского сада);

Б) специальная программа взаимодействия ГДОУ с родителями воспитанников, способствующей развитию процессов социализации ребёнка (на уровне функционирования системы клубов для родителей, Интернет-ресурсов, исходя из выявленных проблем и социального заказа);

В) создание модели дифференцированной, инициирующей активности ребёнка и семьи социально-развивающей среды в ДОУ и педагогического сопровождения ребёнка и семьи в ней через организацию разнообразных «зон» в учреждении и территории детского сада;

Г) проектирование индивидуального педагогического сопровождения ребёнка в ходе освоения задач социально-личностного развития, осуществляемого через взаимодействие специалистов с семьёй, посредством мониторинга развития процессов социализации дошкольников и технологий социального развития детей в педагогическом процессе ДОУ.

7. Качественные характеристики компетентности педагогов, раскрывающие их готовность к реализации задач социально-личностного развития дошкольников в условиях сотрудничества с семьёй и готовности ДОУ к функционированию в условиях ОЭР.

8. Положение о деятельности консилиума медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи в детском саду.

9. Положение о деятельности творческой лаборатории сопровождения воспитанников и их семей в педагогическом процессе детского сада для воспитателей и педагогов дополнительного образования.

10. Готовность воспитателей детского сада работать в режиме решения задач опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты первого теоретического этапа в самом общем виде связаны с научно-педагогическим концептуальным обоснованием организационно-педагогических условий развития сотрудничества ДОУ и семьи, способствующего социализации детей раннего и дошкольного возраста, подразумевающий особый характер профессиональной деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования, который заключается:

  • в доминировании содеятельности с семьями воспитанников (на уровне целей и задач, и на уровне тематического наполнения);
  • в особом взаимодействии с семьями воспитанников, развивающего и развивающегося характера, позволяющем в ходе такого взаимодействия организовывать культурные практики социализирующего характера;
  • в технологичности деятельности (в реализации разнонаправленных технологий совместной деятельности с семьёй );
  • в планируемой оценке и самооценки деятельности по критерию влияния организации процесса сотрудничества с семьёй на уровень социально-личностного развития воспитанников.

Второй этап – диагностико- констатирующий (период: янв. – май 2011 гг.) был направлен на:

1. Изучение и анализ особенностей социально-личностного развития детей раннего и дошкольного возраста и педагогических условий, содействующих их социализации.

2. Изучение и анализ специфики сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников (определение уровня удовлетворённости, социальных и образовательных потребностей семьи и т.д.)

3. Разработка технологических карт индивидуального сопровождения развития ребёнка в разных видах деятельности, определение эффективных форм и методов коррекции эмоциональной сферы и развития социальных навыков детей.

4. Оказание консультативной помощи педагогам в ходе опытно-экспериментальной работы

5. Определение методических рекомендаций по реализации сопровождения дошкольников и их семей в педагогическом процессе детского сада, в контексте решения задач социализации воспитанников раннего и дошкольного возраста.

В результате был проведён:

1. Анализ результатов диагностики социально-личностного развития воспитанников детского сада, а также характера динамики социализации на двух возрастных этапах.

2. Анализ результатов диагностики взаимодействия ДОУ и семьи и проектирование целесообразных условий сотрудничества в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в процессе его социализации.

3. Анализ результатов диагностики условий развивающей среды ГДОУ, применяемых в социально-личностном развитии детей.

4. Апробация технологических карт индивидуального сопровождения развития ребёнка в разных видах деятельности, определение эффективных форм и методов коррекции эмоциональной сферы и развития социальных навыков детей.

5. Создание путеводителей для родителей, воспитателей и специалистов дополнительного образования по реализации сопровождения дошкольников и их семей в педагогическом процессе детского сада, в контексте решения задач социализации воспитанников раннего и дошкольного возраста.

6. План-программа организации деятельности на преобразующем этапе ОЭР с учётом результатов диагностики, анализа выявленных закономерностей и противоречий.

7. Апробация реальных форм сотрудничества учреждения с семьёй, позволяющая решать задачи экспериментальной деятельности и направленная на успешный процесс социализации воспитанников в детском саду, семье, других социальных и образовательных учреждениях.

Реализация второго этапа позволяет констатировать следующие результаты, а именно– профессионально-образовательные, которые заключаются:

  • В организации особой профессионально-творческой среды, которая позволила воспитателям и специалистам активно участвовать в разработке диагностических комплексов и технологий преобразующего этапа.
  • В разработке семинаров для воспитателей и специалистов детских садов с целью повышения квалификации по изучаемой проблеме; учебно-методических пособий и спецкурсов для студентов Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.

Новизна результатов этого этапа заключается в выявлении новых условий, обеспечивающих готовность воспитателей и специалистов детского сада работать в режиме психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ и появлением новых образовательных курсов для воспитателей и специалистов, а также студентов, осваивающих педагогическую профессию в вузе.

Полученные результаты нашли отражение в содержании деятельности дошкольного образовательного учреждения:

  • на уровне конкретизации содержания годовых планов воспитательно-образовательной работы учреждения и сотрудничества с семьёй; 
  • на уровне содержания планирования профессиональной деятельности воспитателей и специалистов ДОУ;
  • на уровне проектирования инновационных педагогических технологий в обогащении содержания, разнообразия форм взаимодействия ДОУ и семей воспитанников и в становлении элементарной социально-личностной компетентности детей раннего и дошкольного возраста; 
  • на уровне создания в ГДОУ службы психолого-педагогического сопровождения ребёнка и поддержки семей, а также консилиума медико-психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в ее структуре; 
  • на уровне повышения квалификации воспитателей и специалистов ДОУ.

Изменился характер педагогической деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования. Повысилась готовность педагогов работать в режиме эксперимента.

 

Заведующая ГДОУ д/с  № 64 ЦРР:  Михайлова Н.В.

Ответственный за  ОЭР в ОУ:   Яфизова Р.И.