Логопед


20 советов логопеда:
  1. Начнем с Вас. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
  2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
  3. Говорите четкоГоворите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
  4. То же, но по-разному. Повторяйте по много раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «Мячик упал. Упал мячик». Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
  5. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо   незнакомых слов.
  6. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь новое слово в эмоционально благоприятной  ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
  7. Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем – то играет, сразу же назовите этот  предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
  8. В основе речи – стремление к общению. Как  бы  несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию)
  9. Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, ма-ма-ма, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-бы. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
  10. Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому  ему необходимо слышать себя.
  11. Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают). Специально создавайте такие игровые  ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести такие слова какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
  12. Не предупреждайте его желания. В этой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
  13. Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет  словом на двух уровнях: понимает его – это  пассивный словарь; говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые окружают ребенка (игрушки, предметы быта), имена вещей и существ на картинках  в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки ,где ножки (у куклы, у вас).Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т. д.
  14. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы  сможете день за днем судить о его успехах.
  15. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка).
  16. Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.
  17. Не пренебрегайте звукоподражаниями. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа: бух-бух, ням-ням, ав-ав, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
  18. Читайте, читайте. Читайте… Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Когда ребенок запомнит стихотворение, пусть попробует договаривать последнее слово каждой строчки сам. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
  19. Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слов. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Если он не сможет или не захочет не расстраивайтесь, будьте терпеливы. Он обязательно повторит за вами когда придет время. Он учится и на своих собственных ошибках постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
  20. Только вы! Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!