Возрастные группы

Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В педагогической практике он конкретизирует содержание принципа воспитания.
Возрастные особенности образуют комплекс физических,
познавательных, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных свойств
человека, которые присущи большинству людей одного возраста.
Характеристики той или иной возрастной группы определяются
историческими, социальными, культурными изменениями, которые свойственны
группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события. В
различных регионах, этносах также существует возрастная специфика
воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной
субкультурой. Это требует от воспитательной деятельности педагогов и
других специалистов, решающих воспитательные задачи в системах
образовательных, производственных, научно-исследовательских и других
учреждений, творчества и гибкости в работе.
При этом эффективность работы во многом будет зависеть от знания и учета следующих возрастных особенностей воспитуемых:
- Неравномерности развития отдельных физиологических, психических, психологических и социальных процессов;
- Изменений в познавательной, двигательной, эмоциональной и других сферах, а также в содержании, формах и способах взаимодействия с людьми;
- Динамики отношений в семье, социальной группе, коллективе;
- Появления новых потребностей и интересов и способов их реализации;
- Процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения;
- Специфики проявления кризисных явлений в развития человека и т.п.